Украина
Фейковый компромат на жену Порошенко вбросили через несуществующее издание
Виталий
20 нояб
0
485
Петр и Марина Порошенко / ©EPA

В выходные РИА «Новости», НТВ, «Московский комсомолец», «Известия» и многие другие прокремлевские СМИ распространили сообщение о том, что жена президента Украины Марина Порошенко причастна к отмыванию денег через благотворительную организацию. Источником информации в этих публикациях называют издание Luxembourg Herald, якобы получившее эти сведения от анонимного источника в Минюсте Украины. Как было на самом деле читайте в материале.

Как следует из статьи в люксембургском издании, жена президента лично участвовала в продвижении нескольких благотворительных фондов, на счета которых США и европейские страны перечисляли средства на помощь детям с ограниченными возможностями, но деньги в результате попадали на счета офшорных фирм, а сами фонды закрывались.

История с самого начала выглядит несколько странно. Известно, что Порошенко — один из богатейших людей Украины, принадлежащая ему корпорация Roshen входит в число крупнейших кондитерских компаний мира. При таком капитале участие его жены в краже нескольких миллионов долларов, да еще и у больных детей, выглядит какой-то бессмысленной клептоманией.

К тому же единственный фонд, упомянутый в статье, — это «Сильная Украина». Фонд связан с одноименной партией, возглавляемой бывшим вице-премьером в правительстве Николая Азарова Сергеем Тигипко. Это оппозиционная партия, и непонятно, какое отношение к созданному ей фонду может иметь жена президента. Утверждение, что фонд сейчас находится в стадии ликвидации, не подтверждается; на его страницах в фейсбуке сообщается, что в октябре он передал медицинское оборудование харьковскому военному госпиталю и запорожской больнице. Впрочем, не исключено, что анонимный автор статьи в Luxembourg Herald перепутал название фонда: как минимум в одной из акций фонда «Сильная страна» («Сильна країна») Марина Порошенко действительно участвовала. О ликвидации этого фонда никакой информации тоже нет.

Посмотрим, что представляет собой издание Luxembourg Herald, впервые попавшее в поле зрения российских СМИ. Внешне этот англоязычный сайт похож на обычную интернет-газету с разделами «Финансы», «В мире», «События», «Политика», «Мнения», «Жизнь и искусство», «Здоровье» (традиционного для изданий общего содержания спортивного раздела почему-то нет). Удивляет только отсутствие поиска по сайту, что очень мешает ориентироваться. Темы публикаций самые разные: скандал с Харви Вайнштейном, открытие нового информационного центра в Люксембурге, переговоры о Brexit… Публикаций необычно мало, по одной-две в день. Авторы нигде не указаны, но в этом ничего необычного нет: например, в авторитетном британском еженедельнике The Economist по традиции все статьи анонимны. А вот то, что на сайте совершенно нет рекламы, странно.

Многие статьи прекрасно написаны, это настоящая качественная журналистика. Но вот что привлекает внимание: опубликованная 19 ноября статья о скандале с Вайнштейном начинается словами: «The Observer получил доступ к секретному списку…» При чем тут известная британская воскресная газета? А вот при чем. Материал в Luxembourg Herald слово в слово совпадает со статьей Марка Таунсенда в The Observer от 18 ноября. Но никаких ссылок на автора и газету нет.

Смотрим дальше. Вот колонка под названием «Могут ли разногласия по поводу Brexit привести к появлению британского Макрона?» Это статья Адама Плоурайта из The Guardian, опять же слово в слово. А что же с местными люксембургскими новостями? Например, заметка о строительстве нового железнодорожного виадука оказалась скопированной с сайта Люксембургских железных дорог. И так далее.

Перед нами удивительное явление: сайт СМИ, за которым нет реального СМИ. Он наполнен текстами, надерганными из разных изданий. И чуть ли не единственная оригинальная публикация на нем — компромат на Марину Порошенко.

На странности Luxembourg Herald обратил внимание и замминистра информационной политики Украины Дмитрий Золотухин. Он указал, что, по данным Internet Archive, первые публикации на этом сайте замечены в 2016 году, хотя самые ранние материалы датированы 2013 годом — вероятно, они размещены задним числом. Кроме того, история с Мариной Порошенко оказалась не первым случаем, когда сайт проявил особое внимание к Украине. До этого появился еще один компромат — на заместителя командующего десантными войсками Андрея Ковальчука, — по-видимому, перевод с русского, написанный крайне топорно и изобилующий грязными личными выпадами. Любопытно, что после того как об этом эпизоде написал Золотухин, компромат на Ковальчука с сайта удалили, но он доступен в кэше Google; кроме того, фотографиюКовальчука с сайта удалить забыли.

Неизвестно, кто создал фейковый сайт несуществующего люксембургского издания и стоит ли за этим российская «фабрика троллей», которая перед выборами в США создавала в соцсетях фальшивые аккаунты несуществующих американцев, чтобы вбрасывать компромат на Хиллари Клинтон и Демократическую партию. У президента Порошенко достаточно врагов и внутри Украины. Но интересно, как дружно растиражировали фейк прокремлевские СМИ.

Источники: The Insider

Комментарии