Разоблачения
Фейки года: «изнасилованная девочка» в Германии, ЦРУ-шник Навальный и «переозвученные» французы
Виталий Попович
30 дек 2016
0
1051
Останкинская телебашня / ©Voxxter

2016 год запомнится россиянам множеством ярких событий, которых в действительности не происходило. Российская пропаганда (действующая и внутри страны, и за рубежом) стала явлением, обсуждаемым во всем мире. Смотрите подборку наиболее ярких и забавных примеров новостей, выдуманных в этом году российскими телеканалами.

1. «Изнасилованная» девочка в Германии

16 января на Первом канале российского телевидения вышел пугающий сюжет, который ведущая Екатерина Андреева предварила такими словами: «В Германии мигранты начали насиловать несовершеннолетних детей. А граждане страны говорят о безнаказанности и вседозволенности преступников. О новом порядке, установленном теперь в Германии – в репортаже Ивана Благого». Глава берлинского бюро Первого канала Иван Благой рассказывает:

«Утром 11 января Лиза как обычно поехала в школу. Она села в автобус в 6:42 и доехала до станции S-Bahn Mahlsdorf. В вестибюль станции она так и не зашла. Лиза исчезла и найти ее смогли лишь через сутки». Дальше тетя девочки Лизы рассказывает, что та села в машину «иностранца, похожего на выходца с Ближнего Востока». Дальше рассказывается, что девочку «кинули на кровать и совершили свои деяния», а потом «избитую и изнасилованную выбросили на улицу».

Корреспондент «Первого канала» / ©1 канал

Затем последовал комментарий от некоего русскоязычного жителя района Марцан: «Насилуют девчат, детей. У меня два сына, но это неважно. Что произошло с этой девочкой, она рядом с нами живет, меня это очень сильно тронуло. Если так, то мы на насилие будем отвечать насилием. По-другому никак».

На следующий день полиция официально заявила: не было ни похищения, ни изнасилования девочки. Проверка билинга телефона 13-летней Лизы — немки русского происхождения — помогла выяснить: всю ночь, когда родители называли ее похищенной, она провела в гостях у приятеля. Из дома сбежала, потому что боялась неприятностей из-за проблемы в школе. Но это Ивана Благого не смутило: в воскресенье он повторил тот же сюжет, только добавил фразу про заявление полиции.

Сам Иван Благой объяснил, что, мол, в субботу полиция ему не ответила, вот он и выдал в эфир непроверенную информацию. Меж тем немецкий адвокат Мартин Лютле обратился в прокуратуру Берлина с требованием провести проверку по статье о разжигании розни. Пока, впрочем, Благой продолжает работать как ни в чем не бывало. Один из его последних сюжетов был озаглавлен: «Антироссийская информационная кампания на Западе приобретает тотальный характер». В нем утверждалось, что Россия не имеет никакого отношения к хакерским взломам.

2. Шпион Навальный

10 марта скандально известный ведущий телеканала «Россия» Дмитрий Киселев представил в «Вестях Недели» сюжет «Операция Дрожь», мгновенно ставший хитом российского интернета. Этот сюжет – фрагмент фильма Евгения Попова, в котором тот попытался разоблачить Алексея Навального и Уильяма Браудера. Самым забавным элементом фильма Попова стали копии всевозможных «документов» американской и британской разведки, из которых выясняется, что шпионы совершенно не знают родного языка (в частности, называя «развитые страны» developing countries). Некоторые фразы в документе вообще вряд ли кто-то способен перевести, кроме, разве что, Виталия Мутко: «All of Magnitsky’s current government controlled media have taken an active defensive position backed by Russian law enforcement agencies»

©Вести недели

Отдельного внимания заслуживает выборо комментаторов сюжета. Помимо штатного спикера госканалов Сергея Кургиняна с огромным стажем (в свое время он был яростным защитником сначала Горбачева, а затем Ельцина),  авторы нашли еще трех героев, каждого из которых в свое время обвиняли в мошенничестве: это и фигурант дела Магнитского Павел Карпов (фильм о котором стал хитом интернета), и отсидевший за мошенничество прокремлевский блогер Олег Лурье, и излюбленный комментатор кремлевских СМИ Александр Меркурис, которого представляют то «греческим политологом», то «британским экспертом по международному праву», хотя в действительности он бывший британский юрист, лишенный адвокатского статуса за мошенничество.

Еще одним забавным эпизодом фильма стал некий телефонный разговор между Навальным и депутатом Ильей Пономаревым. В фильме представлена аудиозапись, почему-то очень шипящая, видимо, для достоверности (очевидно, Евгений Попов полагал, что Skype должен шипеть как старенький телефон). Одна беда — голоса в записи даже отдаленно не напоминают голоса Ильи Пономарева и Навального, что выглядит особенно нелепо в связи с тем, что следующих же кадрах авторы фильма пытаются получить комментарий от Навального и Пономарева и в кадре уже звучит их реальный голос. Кстати, авторы фильма даже не удосужились придумать версию о том, как к ним попала запись разговора в Skype — но на фоне остального это уже мелкая придирка.

Другая любопытная деталь —  имена агентов. Вот, например, якобы документ 2009 года, где обсуждается ухудшение здоровья Сергея Магнитского. Подписан он V.Plame:

©Вести недели

Действительно, Валери Плэйм была агентом ЦРУ, правда она ушла оттуда после громкого скандала еще в 2006 году, когда никакого дела Магнитского еще не было и в помине. Зато ее имя засветилось во всех СМИ. Агенты, кстати, в этом фильме — весьма странные. Свои секретные документы они хранят почему-то на почтовых серверах в Украине. Почему — это в фильме никто не объясняет.

The Insider не удалось связаться с Поповым, так как телеканал «Россия» запретил ему давать комментарий по этому поводу.

3. Как парижан «переозвучил» Первый канал 

В программе «Вести недели» от 15 мая был показан сюжет о политической ситуации в Европе. Главная тема была заявлена как «рост движения евроскептиков во Франции». Под видом протестов против мигрантов авторы материала показали манифестации против нового закона о труде и интервьюировали активистов, которые высказывали свое негативное отношение к этому закону. На их слова был наложен выдуманный от начала до конца перевод на русский, суть которого — неприязнь французов к мигрантам и страх перед ними.

Сюжет Лядова был высмеян французским телевидением, которое не поленилось найти всех участников сюжета и узнать, что они в действительности говорили (как выяснилось, все они были шокированы тем, как их слова перевело и интерпретировало российское телевидение):

Антону Лядову, как и Евгению Попову, телеканала «Россия» запретил давать комментарии The Insider.

4. Любой сюжет из Германии за тысячу евро

В этом году российское телевидение поставило сюжеты о мигрантах в Европе на конвейер, причем эта новостная артиллерия сопровождалась антимигрантскими митингами по всей Германии с участием русской диаспоры. Вот типичный сюжет об апокалипсисе в ЕС, вышедший на канале «Звезда» 14-го января под заголовком «Европа. Парадокс толерантности». Одним из ключевых комментаторов в этом сюжете выступает некая «Виктория Шмидт», которая с дрожью в голосе рассказывает про бесчинства мигрантов в Германии, про то как ей приходится носить с собой газовый баллончик и как она с мужем планирует вернуться в Россию, так как жить в Германии становится просто опасно:

Настоящее имя этой «Виктории Шмидт» — Наталья, она действительно живет в Ганновере и занимается тем, что помогает российским телеканалам — в том числе и крупнейшим федеральным телеканалам — фабриковать подобные сюжеты за небольшую плату (около 500 евро). Корреспондент The Insider, представившись продюсером одного из телеканалов связался с Натальей и выяснил, как устроен этот прибыльный бизнес:

Наталья, конечно, далеко не единственная, кто занимается в Германии фабрикацией «страшилок» о Европе. Желающих заработать легкие деньги на фейках – хоть отбавляй. The Insider без труда нашел и другого такого успешного организатора, работающего с госканалами – оператора Олега Черкасова. То, что корреспондент The Insider (под видом продюсера телеканала) предупреждает, что история о домогательствах мигрантов может быть недостоверной, его не смущает. И ценник у Олега Черкасова скромнее – 200 евро. Что ж логично, ведь Наталья предлагает и свои сюжеты, и героев и саму себя, в конце концов, а Олег Черкасов только снимает сюжет:

5. Как Путин оправдал насильника-мигранта

В ноябре на заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин, обосновывая недопустимость использования западного опыта, сослался на фейковую новость «Первого канала» об оправданном насильнике-мигранте.

А.Керимов: Уважаемый Владимир Владимирович, я исхожу из европейского, мирового опыта. Народы, которые исторически жили в Российской империи и в Российской Федерации, не имеющие за пределами России своей государственности, — это и есть наши коренные или российские народы.

В.Путин: Давайте на собственный опыт будем опираться, европейский опыт сейчас не самый лучший.

А.Керимов: Да, да. Но что хорошего есть, хотя бы хорошего. У них много глупостей, но что хорошего есть — хотя бы это.

В.Путин: Послушайте, глупости, там вообще… Вы же видели, что происходит, — иммигрант изнасиловал ребенка в одной из европейских стран. Суд его оправдал по двум основаниям: он плохо говорит на языке страны пребывания и не понял, что мальчик, а это был мальчик, возражает. Это в голову не может прийти, что они творят там. Это результат размывания этих традиционных национальных ценностей и, — не знаю даже, как объяснить, — чувства вины перед этими мигрантами. В чем там дело даже непонятно. Но общество, которое не может защитить своих детей сегодня, не имеет завтрашнего дня, будущего не имеет. Поэтому опыт у них, прямо скажем, не самый лучший, а у нас – тысячелетняя история формирования многонационального государства, у нас гораздо глубже этот опыт. Тоже много проблем, мы сейчас об этом и говорим, но он гораздо глубже и основательнее, чем во многих других странах.

Все бы хорошо, вот только ссылается Путин на фейк собственного телевидения. В утреннем выпуске новостей 26 октября «Первый канал» показал сюжет о «вопиющей толерантности» к мигрантам в ЕС. (Текст сюжета был удалён с сайта «Первого канала» после появления этой публикации, но с ним можно ознакомиться в кэше Google). Канал сообщил, что Верховный суд Австрии якобы оправдал иракского мигранта, изнасиловавшего 10-летнего ребенка. Как сообщает «Первый канал», беженца по имени Амир, «который был признан виновным в изнасиловании мальчика», оправдали «с формулировкой, которая способна развязать руки всем, кто вынашивает подобные намерения».

Далее приводится цитата из Daily Mail:

Обвинительный приговор иракскому беженцу, который изнасиловал 10-летнего мальчика в бассейне в «чрезвычайной сексуальной ситуации» отменен, потому что австрийский суд «не доказал, что беженец понял, что мальчик говорил „нет“».

Канал поясняет: «Под чрезвычайной ситуацией подразумевается то, что у Амира четыре месяца не было секса, а еще он „плохо знал немецкий и не понял, что жертва, ребенок, против того, что с ним делают“». Якобы эти аргументы убедили суд отменить приговор — шесть лет тюрьмы.

В действительности же оправдательный приговор Амиру не выносился. Из сообщения ведущего австрийского новостного агентства Austria Presse Agentur, ссылающегося на председателя коллегии Верхового суда Томаса Филиппа, следует, что приговор подтвержден и считается вступившим в законную силу в части обвинения в тяжком сексуальном злоупотреблении против малолетнего лица (schwere sexuelle Missbrauch eines Unmündigen). До нового рассмотрения дела, которое, как ожидается, состоится в 2017 году, и по результатам которого будет вынесен новый приговор, преступник остается в СИЗО. При новом рассмотрении суд может назначить и больший срок. В случае подтверждения обвинений преступнику грозит до 15 лет тюрьмы.

Автор фейка — Александр Евстигнеев, корреспондент Первого канала и муж Ирады Зейналовой / ©РИА

В этом же сюжете говорится:  «Таких историй не одна и не две — десятки. Преступники-беженцы получают максимально мягкое наказание. Сострадание к мигрантам доходит до абсурда… Беженец из Сирии смог устроиться в Германии с личным гаремом и получить пособие мечты — 360 тысяч евро». Это сообщение также оказалось ложным.

Источники: The Insider

Комментарии